(812) 641 41 04
Вам перезвонить?
"Сделано в России" и "Made in Russia": как не запутаться в государственных маркировках
"Сделано в России" и "Made in Russia": как не запутаться в государственных маркировках

Сегодня в России параллельно существует три наименования программ сертификации промышленных предприятий, подтверждающих отечественное происхождение выпускаемой продукции. Два направлены на повышение лояльности к российским товарам за рубежом, третье влияет на госконтракты внутреннего рынка. При этом даже представители предприятий, прошедших сложный путь получения маркировки, не всегда понимают разницу между программами.

Зачем нужна маркировка

Над проектом знака качества "Сделано в России" министерство промышленности и торговли РФ работало с 2014 года. Основной целью инициативы, реализацию которой назначили на период до 2025 года, называли повышение лояльности к российской продукции.

С 2017 года на базе Российского экспортного центра (РЭЦ) появилась программа "Made in Russia". Многие промышленники отмечали, что "Сделано в России" и "Made in Russia" – это две разные истории. Несмотря на это, в Минпромторге информагенству заявили, что знак качества "Сделано в России" и маркировка "Made in Russia" – это одно и то же. При этом министерство промышленности и торговли сейчас этим проектом не занимается. Ведомство ведет только перечень российских производителей, играющий роль для госконтрактов внутреннего рынка. Он официально называется "Перечень выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".

Эту информацию подтвердили и в РЭЦ. "Программа по сертификации и продвижению известных российских производителей и товаров за рубежом позволяет подтвердить добросовестность отечественного производителя как надежного поставщика качественной продукции", – рассказал эксперт РЭЦ по работе со СМИ Кирилл Пушкарев.

В программу "Made in Russia" входят знак "Russian Exporter", выдаваемый предприятиям-производителям, и маркировка продукции. Право на использование экспортного знака в рекламных или информационных материалах, а также его размещение на официальном сайте производителя по состоянию на начало ноября получили 177 компаний. Разрешение на использование маркировки "Made in Russia" непосредственно выдано на 634 товарные позиции. Среди еще находящихся в списке желающих получить маркировку есть компании, связанные с военно-промышленным комплексом.

Как получить знак качества

В рамках добровольной сертификации оценивается качество продукции, история предприятия, имидж, компетенции персонала и безопасность производства.

Процедура получения маркировки разбивается на два этапа. Во время присвоения знака "Russian Exporter" проводится оценка опыта и деловой репутации изготовителя. Согласно правилам РЭЦ, общая продолжительность сертификации производителей на этом этапе не должна превышать 20 рабочих дней с момента подписания сторонами договора о сотрудничестве, а также получения полного пакета документов. Однако дирекция экспортного центра оставляет за собой право продлить срок сертификации в случае необходимости.

В перечень документов включены сертификаты менеджментов качества, охраны труда и экологии, а также документы, подтверждающие право организации осуществлять свою деятельность. Помимо этого, от промышленников требуется предоставить бухгалтерский баланс за каждый отчетный год и реестр выполненных договоров поставки за трехлетний период.

Второй этап – получение разрешения на использование знака "Made in Russia". Правила по присвоению маркировки аналогичны с первым этапом, разница лишь в сроке получения (до 30 дней) и дополнительной документации (полный список на официальном сайте РЭЦ).

Эффект знака качества

В РЭЦ опровергли фигурировавшие в СМИ сообщения о том, что знак "Made in Russia" платный.

Программа Made in Russia предполагает запуск электронного каталога российских производителей на иностранных языках и системы цифровой идентификации маркированных российских товаров для борьбы с контрафактом. Программа включает также разработку и реализацию комплекса маркетинговых мероприятий, в том числе проведение исследований, направленных на продвижение российских брендов и продукции на внешних рынках с учетом особенностей страны-импортера.

"Символика "Made in Russia" подтвердит высокое качество продукции, предназначенной для экспорта. Дополнительно применение данного знака даст возможность компании представлять свои изделия на международных рынках и применять правовые инструменты для борьбы с контрафактом", – считают представители татарстанского предприятия.

Перечень для российских госконтрактов

Подтверждать то, что их продукция произведена на территории РФ, промышленникам необходимо и для внесения в одноименный перечень от Минпромторга. В отличие от "Made in Russia", это нужно не для выхода на экспорт, а для участия в гостендерах. Работа по выдаче соответствующих документов проводится министерством с 2015 года.

Большинство промышленников из сферы ВПК, чьи предприятия попали в перечень, надеются, что это станет одним из весомых факторов при распределении госконтрактов. Об этом они, на условиях анонимности рассказали в информагенстве.

Источник