(812) 641 41 04
Вам перезвонить?
Президент АО "ОСК" об импортозамещении
Президент АО "ОСК" об импортозамещении

Попадание в ухо...

Последние два года наша команда совместно с директорами предприятий, входящих в ОСК, стремится реформировать не только корпорацию, но и всю сферу отечественного судостроения. О том, как идёт развитие отрасли, о перспективах и значимых решениях, и поведём разговор. Сегодня хотелось сказать несколько слов об импортозамещении. Наверняка вы часто слышите это слово, ведь о нём, как о приоритетной задаче экономической политики, говорят первые лица государства. Однако что такое импортозамещение для корабелов? Должны ли мы прийти к производству абсолютно всех комплектующих в России, как в военном, так и в гражданском судостроении? Во-первых, не надо думать, что импортозамещение – обязательно дополнительные государственные расходы. Безусловно, есть и внутренние ресурсы, которые дают возможность решить эту задачу. Цель импортозамещения – это, прежде всего, научиться технологиям производства, которые ранее были доступны только нашим коллегам за границей. И не просто получить опытный образец, единственный экземпляр изделия, а выйти на его серийное производство. Именно это стоит считать успехом. Во-вторых, любое импортозамещение не имеет смысла без смены нынешнего технологического уклада. Более того, чтобы обеспечить отечественные производства не абы какими, а только качественными комплектующими, нужен новый подход к работе с поставщиками и проведение единой политики в этом направлении всеми судостроительными предприятиями корпорации.

В АО «ОСК» уже работает отдел импортозамещения, который координирует такую деятельность. А в скором времени подобные подразделения должны появиться и в структуре наших дочерних обществ. Кроме того, совместно с судовладельцами сейчас формируется «мейкерс-лист» – перечень авторизованных поставщиков узлов, деталей, материалов и услуг. В этом видится взаимовыгодная ситуация: корабелы получают гарантии качества, а наши контрагенты – понимание рынка и объёма спроса.

Вполне допустимо, если в головном заказе будут преобладать детали зарубежного производства. Дело российских корабелов – постепенно (потому как попытка заимствовать комплекс технологий одномоментно ни к чему не приведёт) освоить технологию и заменить основные узлы, детали, материалы на аналоги российского производства. Да, и не совсем аналоги – важно сделать еще лучше. А вот уже на третьем-четвёртом изделии в серии можно повысить долю отечественных компонентов примерно на треть. Скажем, на ледоколах у нас такой процесс уже пошёл. Тут, однако, стоит одновременно вспомнить об интересах заказчика. Импортозамещение, конечно, не должно происходить, что называется, за его счет. В советское время бытовал такой анекдот: «Что это такое: жужжит, летает, а в ухо не попадает?» Ответ: «Отечественная летающая жужжалка для попадания в ухо». Так вот. Если даже нам удастся строить корабли и суда сугубо и исключительно из отечественных деталей, но при этом они не будут «попадать в ухо», они окажутся никому не нужны, все усилия судостроителей пойдут прахом. Стоит также сказать о специфике военных и гражданских изделий. Для гражданских заказов объективно более удобная технология – не полное импортозамещение, а локализация зарубежных производств на территории России. Недавно на заседании Комитета по судостроительной промышленности и морской технике «Союза машиностроителей России» мы с коллегами рассмотрели опыт нескольких проектов по локализации производств, и экспертам отрасли он показался успешным. Конечно, и здесь есть свои ограничения: всё локализовать едва ли возможно (да и не целесообразно), однако, ключевые элементы – вполне...

Выполнение всего комплекса описанных мер способно вывести нас на новый уровень импортозамещения. Уровень, который позволит не ограничить нас в наших возможностях, а напротив, – послужит устойчивости отрасли, предсказуемости рынка судостроения.

И все это без потери качества. Потому что качество, как я уже говорил, – это наш первоочередной приоритет.

Алексей Рахманов, президент ОСК.

Источник