Корабль могут оснастить новой отечественной противопожарной системой, которая обеспечивает тушение огня с помощью капель размером менее ста микрон – отсюда ее название: «водяной туман». Система была разработана взамен финской, от которой пришлось отказаться из-за санкций. Отечественное оборудование не уступает импортному, но стоит в два раза дешевле.
Крейсер «Аврора» в ходе ремонта может получить современную отечественную противопожарную систему тонкораспыленной воды, называемую «водяной туман». Ее разработка началась в России после введения санкций ЕС, сообщил ТАСС со ссылкой на представителя компании «БФК-проект».
«Первоначально на крейсер планировалось установить финскую систему, считавшуюся на момент заказа лучшей в мире. Однако в феврале 2015 года мы получили официальное письмо из Финляндии, в котором компания отказывалась поставить нам продукцию, ссылаясь на санкции и невозможность обеспечения любых проектов для российского ВМФ», – пояснил собеседник агентства.
Вследствие этого для «Авроры» было решено разработать свою систему пожаротушения, объединяющую передовые современные разработки.
«В результате было создано оборудование, которое обеспечит тушение пожаров «водяным туманом» с размером капли менее ста микрон, – рассказал представитель компании-разработчика. – Такая система поддерживает уровень кислорода, не позволяющий распространяться огню, но дающий возможность дышать человеку, оказавшемуся в зоне возгорания. К тому же система очень быстро осаждает продукты горения смол и пластика».
По словам создателей, российская система не уступает финской. Но при этом стоит почти в два раза дешевле. Снижения себестоимости удалось добиться благодаря использованию отечественных материалов. Такое оборудование уже установлено на 16 гражданских и 12 военных объектах РФ.
Использование новой системы на «Авроре» пока окончательно не утверждено. Кронштадтский ремонтный завод еще не подписал с компанией «БФК-проект» договор о поставке системы пожаротушения по технологии «водяного тумана» для крейсера.
«Пока мы не можем удостовериться, что разработка «БФК-проекта» соответствует нашим требованиям, говорить, что «Аврора» получит именно эту систему, нельзя», – уточнили на предприятии.
В течение ближайшего месяца компания «БФК-проект» намерена провести огневые испытания системы для «привязки» ее к «Авроре».
«Впервые в мире корабль-памятник будет защищаться от пожаров так же, как известные музеи мира, например Русский музей», – отметил инженер-кораблестроитель Сергей Овсянников.
Новая система с использованием «водяного тумана» должна заменить системы объемного химического тушения и пенотушения, установленные на крейсере во время ремонта в 1986–1987 годах. Ее монтаж Кронштадтский ремонтный завод рассчитывает начать в сентябре 2015 года и завершить к началу 2016 года. Помимо системы пожаротушения «водяным туманом», крейсер в ближайшее время получит новую пожарную сигнализацию и систему мониторинга помещений и палуб.
Напомним, «Аврора» находится на ремонте с сентября 2014 года. На сегодняшний день произведен доковый осмотр корабля, днище крейсера очищено специальными пескоструйными машинами. В ходе дальнейших работ особое внимание будет уделено системам безопасности.
В конце апреля текущего года начался новый этап ремонтных работ крейсера. По плану, в 2015 году будет проведена дефектация всего оборудования, заявленного в ремонт. Кроме того, в «Авроре» также воссоздадут исторический облик поста командующего ВМФ, где когда-то проводились рабочие совещания, прием высоких гостей, в частности, представителей других государств.
В соответствии с контрактом, дата окончания ремонта – 15 июля 2016 года. Тогда же отремонтированная «Аврора» вновь вступит в состав Военно-морского флота РФ и торжественно вернется на место своей стоянки у Петровской набережной в Петербурге. Планируется, что в корабле начнет работу обновленный филиал Центрального военно-морского музея.
В 2013 году сообщалось, что оценочная стоимость ремонта – около одного миллиарда рублей.
Крейсер «Аврора» был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство. Корабль построили по проекту К.М. Токаревского.
115 лет назад, 24 мая 1900 года, в присутствии императора Николая II и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, наблюдавших за церемонией из Императорского павильона, состоялся торжественный спуск «Авроры» на воду. Это был третий из серии кораблей первого ранга, после «Паллады» и «Дианы».
В строй боевых кораблей российского флота крейсер ввели в 1903 году. А в 1904-м «Аврора» совершила переход в составе 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и приняла боевое крещение в Цусимском сражении 14–15 мая 1905 года.
За время боевой вахты корабль прошел более 100 тысяч миль, участвовал в трех войнах – Русско-японской 1904–1905 годов, Первой мировой и Великой Отечественной.
До 1940 года корабль находился в строю. На нем проходили практику курсанты военно-морских училищ. Во время блокады «Аврора» стояла у города Ораниенбаума и приняла множество обстрелов и бомбовых ударов врага. В пробоины поступила вода. Корабль сел на мель и был полузатоплен. Но его орудия установили на Дудергофских высотах и на броненосце «Балтиец».
В 1944 году «Аврору» подняли с грунта и поставили на ремонт. С 1948 года корабль находился у Петроградской набережной на «вечной стоянке» у причальной стенки Большой Невки.
До 1956 года «Аврора» служила учебной базой Ленинградского нахимовского училища, после чего стала музеем.
В 1992 году на корабле вновь был поднят Андреевский флаг.